Отношения детей и взрослых (родителей)

новости форум сообщество родителей гостевая книга коллеги

Отношения детей и родителей

Чтобы понять значение и роль отношений родителей и детей, нам необходимо сделать шаг назад. Следует посмотреть на ситуацию со стороны и подумать о глубинной подоплеке значения семейных отношений. Помимо чисто личного аспекта, отношениям родителей и детей присущ архетипический характер. Это означает, что проблемы общения с детьми, возникающие в отношениях родителей и детей, обязаны своим возникновением не только особенностям характера данной конкретной матери, темпераменту отца или особенностям биографии ребенка, но и безличному фактору в качестве частичной инсценировки драмы, отвечающей глубинной потребности души.

 Отношения детей и родителей являются отражением клише, уходящего корнями в седую древность, матрицы отношений, всегда готовой воплотиться в жизнь. Характер внутрисемейного общения детей и родителей складывается в результате усвоения своего и чужого опыта лишь отчасти. Родители и дети во многом просто слепо следуют по путям, обозначенным в нашем бессознательном. В контактах с нашими детьми наши сугубо личные психические реакции постоянно окрашиваются и модифицируются архетипическими силами и влияниями. Наша потребность в отце и матери идет дальше потребности в них как конкретных лицах, выступающих в этой роли; мы испытываем потребность в отце или матери как таковых, в безличностных величинах.

Это, с одной стороны, проявляется в свойственном всем родителям желании оберегать и защищать своих детей, всячески о них заботиться, а с другой стороны, выражается в наших страхах, равно как и в том факте, что большинству детей хочется видеть в своем отце не просто друга, но прежде всего его соответствие образу отца в их понимании, ведь и в школе учителю мало быть хорошим товарищем, он не должен отклоняться от своей роли ментора. В архетипической перспективе отец и мать служат выражением противоположного полюса. Детской неустойчивости и колебаниям, любопытству, наивности и дерзанию противостоят родительские стабильность, защита, опытность и осторожность.

Поймите меня правильно: какой бы незакомплексованной, прогрессивной и открытой новым веяниям ни была позиция, занимаемая родителями лично, она нисколько не меняет их извечной архетипической роли, в которой они выступают по определению. Она вынуждает их отстаивать консервативные ценности и звать назад совершенно независимо от качества их жизни и от занимаемой ими позиции по конкретным вопросам. В качестве архетипов они не могут быть прогрессивными, не могут идти в ногу со временем. Архетипический сценарий требует от родителей придерживаться ценностей, идей или поведенческих стереотипов, относящихся к прошлому.

Позиция детей

Обретение детьми собственной позиции, их самоидентификация в качестве первооткрывателей новых горизонтов возможны лишь в случае признания родительских взглядов заведомо ретроградными и отсталыми. Дети нуждаются в том, чтобы отец был озабочен и обеспокоен поведением своего сына, «не укладывающегося ни в какие рамки», им необходимо яростное возмущение матери, гневно выдергивающей из рук своего дитяти игрушечный пистолет. Дети не смогут реализовать себя в полной мере, они не смогут позволить себе оставаться наивными и безответственными, если родители перестанут придерживаться оградительных, консервативных и порой совершенно отживших тенденций.

Озабоченный родительский взгляд предоставляет ребенку необходимое психологическое пространство для экспериментов над собой и окружением. В случае отсутствия полюса жизненной ориентации, маркируемого позицией отца и матери, дети не могут безнаказанно позволить себе куролесить и выражать взгляды, диаметрально противоположные родительским. С точки зрения архетипической символики, родители и дети являются персонажами драмы с четко очерченным сюжетом и возникающими коллизиями, каждый раз наполняющимися новым содержанием. Эта драма повторяется из поколения в поколение. По этой причине решающим в деле воспитания оказываются не ценностные ориентации, а манера их преподнесения, подачи.

Страхи относятся к той же категории. Страхи и опасения родителей отчасти заимствованы ими самими от своих детей. Дети избавляются от своих страхов, перекладывая их на «плечи» родителей. Родители испытывают страх за детей в силу своей архетипической роли: с одной стороны, пугает возможность того, что дети подпадут под чье‑либо дурное влияние, с другой – нередко тревогу и опасение за судьбу детей вызывают их шокирующие поступки. Однако все это вписывается в рамки архетипической роли отца или матери.

В рамках данных отношений родители берут на себя ответственность за часть тени. Их задача – оберегать детей от негативных сторон окружающей действительности. Хотя мать и отец и представляются детям старомодными, перестраховщиками и видящими во всем плохое, их в глубине души радует то обстоятельство, что родители взяли на себя обязанность следить за тем, как бы чего не случилось. В случае, если родители забывают об этой своей функции, дети зачастую чувствуют себя не в своей тарелке. Отказ родителей от соответствия своей архетипической функции приводит детей в крайнее замешательство. Где стена, от которой они могут оттолкнуться, чтобы взять в руки жизненный штурвал?

То, что родители являются противоположным полюсом, вынуждает их постоянно испытывать тревогу в связи со своими детьми и бояться за них. Определенная доля насилия в ученической среде порождена отказом современной школы и учителей от выполнения этой функции. Стремление педагогов к нахождению консенсуса по любому поводу и их желание решать все вопросы коллегиально лишает учеников возможности видеть в них оппонентов. Следствием этого может быть эскалация насилия, не прекращающаяся до тех пор, пока не наступает желанная ответная реакция. Задача родителей – стать противоположным полюсом, чтобы у детей была возможность переложить на них свои страхи, опасения и колебания. Страх, внушаемый детьми своим родителям, и опасение родителей за их судьбу – необходимые условия для нормального развития детей, они служат гарантией защиты и опеки. Родительские страхи обеспечивают детям пространство для маневра в их поисках и дерзаниях.

По материалам: http://www.astromeridian.ru/
Что еще:
Про детей
Игрушки детям
Психологические тесты для родителей

новости форум сообщество родителей гостевая книга коллеги
Copyright 2007-2011 © Aikinebik.Narod.RU
Все права защищены

Разрешается использование материалов с указанием ссылки на сайт "Отношение детей и взрослых (родителей)"
Email: aikinebik@narod.ru
Пишите обязательно с темой "отношения детей и взрослых". Все остальные письма не пропустит спам-фильтр.
Удачи! Аврам Икинебик.
Реклама:
Hosted by uCoz